«Вот она, мечта поэта!»
Ей не нужно было играть главные роли, чтобы запомниться зрителю. Харизматичные и неповторимые эпизодические роли Натальи Крачковской врезались в память ничуть не хуже главных персонажей.
Она снималась в кино и рекламе, участвовала в антрепризах, сериалах и телепередачах, выступала с творческими вечерами, помогала детям в освоении премудростей любимой профессии, открыв ‘Школу актерского мастерства’.
Заслуженная артистка России называла себя ‘счастливой пленницей комедийного жанра’, была счастлива и в семейной жизни с самыми дорогими мужчинами – супругом, сыном и внуком.
Актрисы, обожаемой миллионами россиян, не стало в 2016 году. Все, кто лично знал Наталью Крачковскую, отмечают не только ее редкий талант, но и необыкновенное обаяние, искренность и душевную теплоту.
Послевоенное детство
Наталья Леонидовна Крачковская (девичья фамилия Белогорцева) родилась в российской столице. Ее дед служил в царской охране, родители были театральными актерами. Семья пережила революцию и репрессии.
С наступлением Великой Отечественной отец маленькой Наташи, у которого была мечта стать военным, пошел добровольцем на фронт.Когда же война завершилась он остался в Германии, где вскоре погиб.
Мать Натальи и ее младшей сестры Ирины вместе с дочками жила в Москве. Из-за театральной работы ее часто не было дома, поэтому девочек воспитывали бабушка и дедушка.
Как и почти все дети войны, Наташа росла худеньким ребенком, любила похулиганить и дружила с мальчишками-разбойниками, которые души не чаяли в отчаянной девчонке.
Когда ее, тощенькую и исцарапанную, увидела бабушка по отцовской линии, то принялась как следует заботиться о ней.
С 12 лет Наталья начала стремительно полнеть, но нисколько не комплексовала. Уверенная в себе пышечка не только не растеряла своих воздыхателей из числа дворовых приятелей, но приобрела еще больше кавалеров.
Белогорцеву с юных лет окружали поклонники, и никакие лишние килограммы не могли заслонить перед их глазами жизнелюбие и веселый нрав девочки. Когда Наташа станет артисткой, весь Советский Союз тоже полюбит ее – пухленькую, симпатичную и обаятельную.
Помог Иванушка-дурачок
Мама Натальи Леонидовны – актриса Театра имени Пушкина Мария Фонина – не хотела, чтобы дочери пошли по ее стопам.
Старшую дочь, которую интересовали события прошлого ходила в исторический кружок, в надежде стать архивистом.
Но ничуть не меньше истории девушка любила актерство. Поэтому после школы Наташа подала документы и в Историко-архивный институт, и во ВГИК.
Во ВГИК в тот год был просто сумасшедший конкурс – более 250 человек на место. Такой ажиотаж нисколько не испугал юную Белогорцеву.
Для прослушивания она взяла монолог Иванушки-дурачка из сказки Ершова ‘Конек-Горбунок’. Руководитель курса, присутствовавший на творческом испытании, без всяких сомнений взял полненькую абитуриентку в свою группу.
Игры судьбы
После успешного зачисления и первых счастливых недель учебы случилась беда. Наталья угодила под машину и потеряла зрение, которое, к счастью, постепенно восстановилось. Но время было упущено.
Пролежав в больнице, а затем и дома на реабилитации, Белогорцева не могла вернуться во ВГИК – врачи не рекомендовали ей учиться, чтобы поберечь глаза. Девушка устроилась в Институт металлургии лаборантом, хотя также мечтала о карьере киноактрисы.
Еще до аварии, в 1955 году, Наталья успела дебютировать в кино. В 17 лет она снялась в драме ‘Повесть об агрономе’. Лента так и не вышла на экраны, а все материалы были уничтожены.
Однако небольшой актерский опыт у Белогорцевей все-таки был, и она смело отправилась на ‘Мосфильм’, чтобы попроситься в массовку.
‘Мечта поэта’
В 60-ых Наталья Леонидовна появилась в эпизодах нескольких картин, среди которых была и популярная по сей день комедия ‘Женитьба Бальзаминова’.
В тот же период, в 1962-ом, артистка встретила будущего мужа – звукооператора Владимира Крачковского, чью фамилию она и взяла. У пары родился сын Василий, впоследствии пошедший по стопам отца и тоже ставший звукооператором.
Воспитывая ребенка и изредка снимаясь, Наталья Крачковская продолжала подрабатывать лаборанткой. И, возможно, не раскрылась бы до конца в качестве актрисы, если бы не случай.
В 1971 году режиссер Леонид Гайдай работал над новым проектом ’12 стульев’. В его команде был и супруг Натальи Леонидовны, который однажды привел жену на съемочную площадку.
Постановщик как раз искал артистку на роль мадам Грицацуевой, ‘забраковав’ Нонну Мордюкову и подумывая пригласить Галину Волчек. Только взглянув Крачковскую, Гайдай воскликнул: ‘Вот она, мечта поэта!’
Любовь и слава
На съемках ’12 стульев’ молодую женщину окружали титаны советского кино. Она без смущения влилась в звездный коллектив и блестяще справилась с задачей. На яркую характерную актрису обратили внимание не только зрители, но и режиссеры, оценив ее комедийный дар.
На Наталью Леонидовну посыпались предложения, включая просьбу Гайдая сняться в следующей его работе – вольной экранизации пьесы Булгакова. И Крачковская без колебаний согласилась на роль в новой комедии, которая называлась ‘Иван Васильевич меняет профессию’.
Если мадам Грицацуеву народ полюбил, то Ульяна Андреевна Бунша произвела настоящий фурор. После выхода ленты Наталья Крачковская проснулась всесоюзной знаменитостью, а ее сотрудничество с Леонидом Иовичем продолжилось.
Она сыграла небольшие роли во многих картинах мэтра и стала считаться ‘гайдаевской’ актрисой, при этом активно снимаясь у других постановщиков.
За 60 лет Наталья Леонидовна снялась в 120 фильмах и сериалах. Среди ее звездных образов певица в мини-сериале ‘Место встречи изменить нельзя’, колоритная жена Соева в ‘Покровских воротах’, Кончита в ‘Человеке с бульвара Капуцинов’.
Самоирония и обаяние актрисы даже в ролях неприятных персонажей сделали ее любимицей публики, украшающей любую киноленту.
За краткие и эффектные появления в кадре Наталью Крачковскую называли королевой комического эпизода. Такой она и останется в нашей памяти – умеющей смеяться над собой и смешить других.
P.S. Понравилась статья? Ставь лайк и делись с друзьями!