Захватывающие приключения главного героя романа Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо» уже давно стали классикой. А ведь в истории есть немало случаев, когда люди попадали в одиночестве на необитаемые острова, и все оказывалось гораздо прозаичнее, нежели в приключенческом романе.
Как выжили в экстремальных условиях реальные «робинзоны» – читайте далее.
Александр Селькирк — прототип Робинзона Крузо.
Прожил на острове 4 года и 4 месяца.
В 1703 году в Южную Америку была отправлена британская экспедиция. На одном из кораблей находился шотландский боцман Александр Селькирк. Этот человек имел скверный характер и за очень короткий срок перессорился со всей командой.
Однажды после очередной перепалки боцман стал восклицать, чтобы его высадили на ближайшем острове, т.к. он не может выносить весь экипаж. Капитан с большим удовлетворением выполнил то, о чем так скоропалительно попросил моряк.
Когда же Селькирка выпроваживали на берег острова Мас-а-Тьерра, он бы и рад извиниться, да было уже поздно.
Памятник Александру Селькирку в Шотландии
Кое-что для выживания у Александра было: топор, ружьё, запас пороха и др. Страдая от одиночества, Селькирк привыкал к острову и приобретал постепенно необходимые навыки выживания.
Питался он моллюсками, но со временем освоился и обнаружил на острове одичавших домашних коз. Когда-то здесь жили люди, привёзшие с собой этих животных, но после того, как они покинули остров — козы одичали. Он охотился на них, тем самым добавив в свой рацион столь необходимое для него мясо.
Вскоре Селькирк приручил их и получал от них молоко. Из растительных культур он обнаружил дикие репу, капусту и чёрный перец, а также некоторые ягоды.
Опасность для него представляли крысы, но на его счастье на острове жили и дикие кошки, ранее привезённые людьми. В их компании он мог спать спокойно, не боясь грызунов.
В начале 1709 года у берегов Мас-а-Тьерра встало на якорь британское судно Duke, экипаж которого обнаружил и спас уже обжившегося на острове Селькирка.
Вернувшись на родину, шотландец стал знаменитостью: про него писали заметки в газетах, а в пабах выстраивалась очередь из желающих угостить его выпивкой и послушать истории из жизни отшельника.
Павел Вавилов — месяц и 3 дня
В августе 1942 года в Карском море советский ледокол «Александр Сибиряков» потерпел поражение в бою с немецким крейсером «Admiral Scheer».
Судно пошло ко дну, а спастись смог только кочегар Павел Вавилов. В шлюпке, в которой он оказался, находился аварийный запас, включавший в себя спички, галеты и пресную воду.
Вавилову посчастливилось найти среди плавающих обломков корабля теплую одежду и запас отрубей. Моряк принял решение плыть по направлению к маяку. Так он оказался на острове, заселенном только белыми медведями.
Когда запасы продовольствия были уже на исходе, Вавилову удалось обратить на себя внимание проходившего мимо судна «Сакко». Кочегара спасли.
Сергей Лисицын — 7 месяцев
Русским Робинзоном Крузо называют дворянина и гусара Сергея Петровича Лисицына, который из-за своего крутого нрава оказался на берегу Охотского моря.
В 1847 году Лисицын находился на судне, державшем курс на Аляску. Опять же высадкой на остров послужила ссора дворянина с капитаном, и тот высадил его на берег, дав с собой в придачу одежду, спички, принадлежности для письма, еду и пару пистолетов.
Если в знаменитом романе о Робинзоне Крузо главный герой оказывается на тропическом острове, то в случае с Лисицыным, дело происходило в гораздо более холодном климате.
Хижина С. Лисицына
Семь месяцев горе-гусар пробыл в одиночестве. Затем после очередного шторма он обнаружил на берегу лежащего человека. Спасенный представился Василием и рассказал, что судно, на котором он находился, дало течь. Все уплыли, а его забыли. К радости Лисицына, на корабле был крупный и мелкий рогатый скот.
В то же время китайцы более активно стали совершать набеги на Приамурский регион, поэтому туда начали приходить российские военные корабли. Один из них обнаружил «русских Робинзонов».
Джеральд Кингсленд и Люси Ирвин — 1 год
Порой люди попадают на остров по своей воле. Так в начале 1980-х немолодой британский журналист Джеральд Кингсленд решил провести социальный эксперимент и прожить год на тропическом острове вдалеке от цивилизации.
В попытках найти компаньона он разместил в журнале Time Out объявление, на которое откликнулась юная Люси Ирвин. В 1982 году искатели приключений отправились на остров Таин, расположенный между Новой Гвинеей и Австралией, предварительно поженившись для упрощения процесса получения виз.
Оказавшись на Таине, супруги поняли, что у них нет ничего общего, но, поскольку на острове не было не только людей, но и загса, в котором можно было бы оформить развод, им пришлось учиться уживаться и вместе переносить тяготы тропической жизни. По словам Ирвин и Кингсленда, отсутствие взаимопонимания далось им тяжелее, чем бытовой дискомфорт.
В 1983 году остров поразила засуха, пара осталась без запасов пресной воды. Спасли их аборигены с расположенного неподалеку острова Баду.
Вернувшись в Британию, Джеральд и Люси наконец-то развелись и написали книги, ставшие бестселлерами: «Выброшенные» (по роману в 1986 году сняли фильм) и «Островитянин».
P.S. Понравилась статья? Ставь лайк и делись с друзьями!